Бухгалтерское сопровождение бизнеса основное направление нашей деятельности. Все наши усилия направлены на улучшение качества этого вида услуг.

Новый закон о бухучете, анализ нововведений

Новый закон о бухучете, анализ нововведений

19.04.2012

В минувшем году произошло утверждение нового закона о бухгалтерском учете. Главной задачей данного документа является приближение регламентов и положений РФ к международным стандартам. Мы попробовали разобраться в нововведениях поподробнее. 

Основной момент

Основным моментом, на который стоит обратить свое внимание — требования к квалификации бухгалтера. Дело все в том, что отныне на должность главбуха назначается соискатель с опытом работы в данной области не менее трех лет, также желательно иметь в наличии диплом о профильном высшем образовании, но если такового нет, то подойдет наличие стажа в области бухучета не менее пяти лет. 

Кроме того, у кандидата не должно быть судимости. В пункте 6 статьи 7 закона указано, что этим требованиям также обязаны соответствовать сотрудники компаний, с которыми фирма заключает договор о ведении бухгалтерского учета.
Однако на этом изменения не заканчиваются, и теперь один человек не может занимать одновременно должность директора и главного бухгалтера. Исключение чиновники сделали для малых фирм и «упрощенцев».
По новому закону, в случае если начальник дает письменное распоряжение на совершение преступных деяний, то бухгалтер, даже выполнивший это указание, не может быть оштрафован или посажен в тюрьму. Кроме этого закон обязывает все компании раскрывать информацию о прибылях и убытках, ранее эти данные попадали в категорию коммерческой тайны.

Изменения требований

Действие нового закона распространяется на все фирмы, государственные органы, ЦБ РФ, ИП, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства.
В документе не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой ими системы налогообложения, как это было в предыдущей версии ФЗ. Однако ИП и филиалы иностранных компаний могут вести только учет доходов и расходов. 

 
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вступает в силу с 1 января 2013 года. 

 
Закон вводит понятие «учетной политики», то есть совокупности способов ведения организацией двойной записи и отражения фактов хозяйственной жизни. В ФЗ отсутствует отсылка к унифицированным формам первичной отчетности, а это значит, что такие формы будут утверждаться руководителем, по совету бухгалтера.

Электронные документы

Согласно пункту 5 статьи 9 закона, первичный учетный документ составляется в бумажном или электронном виде. Если договором или нормативными актами предусмотрено представление «первички» клиенту или в ИФНС на бумаге, фирма обязана за свой счет изготавливать копии документа.
В новом ФЗ нет запрета на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть обязательные условия для внесения корректировок. Поправка должна содержать дату, а также автографы лиц, составивших документ, в котором произведено редактирование, должны быть указаны их фамилии и инициалы.

Реорганизация и ликвидация

Закон устанавливает новый порядок составления документов при реорганизации и ликвидации компании. Так, согласно пункту 4 статьи 16, последняя бухгалтерская отчетность изменяемой компании должна включать данные о фактах хозяйственной жизни с даты утверждения разделительного баланса до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности. Возникшее в результате реорганизации общество должно составить первую отчетность по состоянию на дату государственной регистрации.
Что касается ликвидации, то согласно пункту 4 статьи 17, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе последнего утвержденного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни осуществленных до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации компании.

Чиновничий просчет

Стоит отметить, что самостоятельная разработка налоговых и бухгалтерских регистров может обернуться возникновением споров с партнерами и государственными органами, однако есть и позитивная сторона медали — компания может создать документ, необходимый ей для учета, не дожидаясь утверждения бумаги чиновниками.
Однако в этом случае, если фирмы будут по-разному заполнять счета и акты, может возникнуть путаница, организации не смогут сопоставить объемы поставок или провести сверку расчетов. Более того могу начаться проблемы с проверками, так как инспектора может не устроить формат таблиц, которые ему предоставит предприятие.
К сожалению, на сегодняшний день ни в законе, ни в Налоговом кодексе не описан порядок действий в случае возражений контролеров.
Сергей Пронин, эксперт журнала «Расчет»

 

Возврат к списку